Факультет
Чертовщины
Это самый загадочный и мистический факультет Гоголеджа. Располагается он в прихожей музея. Символ факультета — «сундук странствий», хранящий свидетельства фольклорного периода творчества Николая Гоголя. Студент-чертовщик, присоединяйся к путешествию по изучению сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»!

Критика

Свой первый официальный сборник повестей «Вечера близ Диканьки» Николай Гоголь опубликовал в 1832 году. Своё авторство он скрыл фигурой пасичника Рудого Панька. Публикацию в столице Российской Империи встретили по-разному.

Добрый критик

«Г-н Гоголь, так мило прикинувшийся Пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому не известны его «Вечера близ Диканьки»? Сколько в них остроумия, весёлости, поэзии и народности! Дай Бог, чтобы он вполне оправдал поданные им о себе надежды». «Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г-на Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная».

Виссарион Белинский, литературный критик

Злой критик

«Благодарим вас за то, что вы разрыли клад Малороссийских преданий и присказок; но воспользовались вы этим кладом не искусно. Во-первых, все ваши сказки так не связны, что несмотря на многие прелестные подробности, которые принадлежат явно народу, с трудом дочитываешь каждую из этих сказок. Желание подделаться под Малороссизм спутало до такой степени ваш язык и всё ваше изложение, что в иных местах и толку не доберёшься. Во-вторых, видно, что вы много читали и можете писать, но вы сковали себя ролью, которая вам не под силу. При недостатках слога, при несвойственной роли, при бедности воображения, вы ещё вовсе не умеете сражаться с читателем на каждой строчке, не умеете увлекать его подробностями, не умеете быть ловким в смешном и всего менее умеете шутить. Г-н Пасичник, если вы будете ещё описывать что-нибудь, помните, что вам надобно загладить неприятное впечатление, которое произвели вы плохим употреблением превосходным, бывших у вас в руках материалов, остающихся и после вашей книги только материалами.

Николай Полевой, писатель, критик, историк

Главный поэт

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности... Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился. Мне сказывали, что когда издатель вошёл в типографию, где печатались «Вечера», то наборщики начали прыскать и фыркать, зажимая рот рукою. Фактор объяснил их весёлость, признавшись ему, что наборщики помирали со смеху, набирая его книгу. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов. Ради бога, возьмите его сторону, если журналисты, по своему обыкновению, нападут на неприличие его выражений, на дурной тон и проч. Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой весёлости, простодушной и вместе лукавой. Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина! Мы так были благодарны молодому автору, что охотно простили ему неровность и неправильность его слога, бессвязность и неправдоподобие некоторых рассказов, предоставя сии недостатки на поживу критики. Автор оправдал таковое снисхождение».

Александр Пушкин, поэт, драматург, прозаик